Сколько должен стоить Facebook?

О планируемом IPO социальной сети Facebook

Елена Туржанская, аналитик ФГ Калита-Финанс

По сообщениям СМИ, самая большая социальная сеть Facebook готовится к проведению первичного размещения акций (IPO) уже в мае 2012 года. Без сомнения, соцсеть является лидером в своей отрасли. Если бы основанную в 2004 году компанию можно было назвать страной, она была бы на третьем месте по количеству населения в мире. По данным, зафиксированным в декабре 2011 года, количество посетителей сайта возросло на 39% по сравнению с показателями декабря 2010 года, до 845 миллионов человек. Представители компании с уверенностью говорят, что каждый десятый человек на земле зарегистрирован в Facebook.

Количество пользователей Facebook

Количество пользователей Facebook

В феврале 2012 года был опубликован официальный предварительный проспект эмиссии акций Facebook, где впервые были озвучены финансовые показатели компании. Проанализировав отчетность компании, мы можем сказать, что Facebook является инвестиционно привлекательным проектом, прибыль от которого растет год от года.

Доход в 2011 году составил 1 млрд. долларов по сравнению с 606 млрд. долларов чистой прибыли годом ранее.

Доход в 2011 году составил

Чистый денежный поток, являющийся одним из важнейших индикаторов бизнеса и определяющий способность компании в результате своей деятельности обеспечивать превышение поступлений денежных средств над выплатами, с 2009 года стал положительным. В 2011 году значение выросло более чем в 2 раза по сравнению с 2010 годом и составило 470 млн. долларов.

clip_image005

В настоящее время компания обладает наличными средствами в размере 3,9 млрд. долларов

clip_image007

Стоит отметить, что еще в 2009 году капитализация Facebook была совсем «маленькой» — 10 миллиардов долларов, а в начале 2011 года социальная сеть оценивалась уже в 50 миллиардов. После сделки с инвестиционным банком Goldman Sachs и российской инвестиционной компанией Digital Sky Technologies, в результате которой удалось привлечь 1,5 миллиарда долларов, оценочная стоимость возросла до 65 миллиардов. После этого события никаких значимых сделок больше не заключалось, а Facebook продолжает «набухать» в цене. По данным американских журналов Wall Street Journal и CNBS, стоимость интернет-компании может составить 100 миллиардов долларов. Названная сумма является впечатляющей как для американского, так и для мирового рынков. Для сравнения, крупнейшими по капитализации компаниями признаны всемирно известные гиганты Apple, Exxon Mobil, и Microsoft Corporation, стоимость которых составила на начало 2012 года 460,05 млрд. долларов, $396,71 млрд. долларов и 255,88 млрд. долларов, соответственно. А самым большим IPO в истории признано размещение в 2006 году китайского банка Industrial and Commercial Bank of China (ICBC) – 21,9 миллиардов.

Без сомнения, IPO Facebook объемом 5 млрд. долларов станет крупнейшим размещением технологических компаний за всю историю. К примеру, выпуск акций Google в 2004 году составил «всего» 1,67 млрд. долларов при оценке компании на уровне 23 млрд. долларов. Тогда по результатам первого дня торгов на фондовой бирже NASDAQ курс акций составил $100,335, что при цене размещения в $85 означает рост на 18%.

Чтобы оценить возможную цену размещения Facebook, посмотрим на результаты IPO компаний-аналогов. 19 мая 2011 года компания LinkedIn первой из американских соцсетей провела первичное публичное размещение. На приведенном ниже графике можно видеть стоимость акций до (по данным сделок между частными лицами) и после IPO. Рост более 105% был зафиксирован на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Рыночная стоимость компании достигла в июне 9 миллиардов долларов по сравнению с 2 миллиардами до «публичного взрыва».

Месячный график цены акции LinkedIn

Месячный график цены акции LinkedIn

А ведь размеры компаний LinkedIn и Facebook несопоставимы.

Пока неясным остаётся еще множество деталей, в частности, на какой бирже будут размещаться акции Facebook, какие акционеры и сколько продадут, однако очевидно, что IPO станет одним из крупнейших в истории и приведет к росту курса акций в первые дни торгов.

Главный вопрос состоит в том, сможет ли Facebook оправдать оптимистичные оценки экономистов и сохранить впечатляющие темпы роста в будущем. Стоит напомнить, что итог не всех размещений акций интернет-компаний был успешным. Так, китайская соцсеть Renren с момента IPO потеряла 72% стоимости, скидочный сервис Groupon упал на 40%. Интернет-гиганту еще предстоит столкнуться с рядом трудностей.

Согласно проспекту эмиссии, первым пунктом в разделе «риски» стоит риск потери части существующих пользователей или отсутствие новых. Несмотря на то, что потенциал вовлечения новых лиц в социальные сети значителен, проблемой остается развитие в межнациональном ключе. Так, в Китае существует запрет на деятельность компании, поэтому потенциальные полмиллиарда пользователей могут остаться за пределами американского интернет-рынка. Другие рынки развивающихся стран, обладающие значительными человеческими ресурсами, также имеют свои преграды для Facebook. Так как финансовые показатели компании находятся в прямой зависимости от количества активных пользователей, ограничение проникновения на новые рынки может привести к падению прибыли компании.

С другой стороны, основным заработком соцсети являются доходы от рекламы. Но с 2009 года ее доля в совокупной выручке снизилась с 98% до 85% в 2011 году. Безусловным лидером рынка в настоящее время является Google, однако и интернет-гиганта пытаются теснить конкуренты, которые создают альянсы для противостояния давлению монополиста. Таким образом, высокая степень конкуренции на рынке сетевой рекламы является препятствием для развития Facebook, вынуждая компанию искать различные преимущества для рекламодателей.

Другим слабым моментом, по мнению основателей сети, является развитие услуг на мобильных устройствах. На данный момент с различных «гаджетов» в соцсеть заходит до половины от общего числа пользователей (425 миллионов), и этот потенциал явно не монетизируется. Рынок мобильной рекламы в США достигает 2,61 млрд долларов, и половину его занимает Google. Ожидается, что к 2016 году рынок достигнет отметки в 11 млрд долларов, и, если Facebook хочет преуспеть в его завоевании, ему придется выдержать жесткую конкуренцию с поисковым гигантом. По оценке исследовательской компании Mobile Squared, заработок Facebook от размещения рекламы на мобильных устройствах может достичь $1,2 млрд.

Таким образом, при всех многочисленных сильных сторонах интернет-компании, Facebook предстоит еще побороться за упрочнение положения на рынке. Можно ожидать, что при размещении акций Facebook произойдет резкий скачок цен на волне ажиотажа, после чего оптимистичные ожидания относительно будущего компании могут пойти на спад.

Кроме того, важным пунктом в программе IPO является определение момента выхода на рынок. Так, традиционно активность желающих провести первое размещение своих акций повышается во второй половине года Высокая вероятность ухудшения состояния мировой экономики в 2012 году привела к тому, что компании выгодно стать публичной как можно ранее, пока на мировых финансовых рынках наступило затишье и пока ведущие мировые центральные банки накачивают экономики дешевой ликвидностью.

Мировой рынок IPO

Стоит отметить, что в настоящее время акции котируются на внебиржевом рынке в диапазоне тех оценок, которые озвучивают аналитики в преддверии IPO (30-50 долларов за акцию).

Дневной график цены акции Facebook на вторичном рынке(по информации Bloomberg)

график цены акции Facebook

Метки: ,

Об авторе

опубликовал на блоге 75 записей.

© 2024 BizFx.ru. All rights reserved.
Rambler's Top100